Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушением письма и чтения). Развитие речи, включающее умение четко произносить слова, строить предложения, - одна из насущих проблем, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонематической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
Рекомендуемые игры помогут ребенку освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
На индивидуальных занятиях учителя - логопеда используем интерактивные игры на развитие фонематического восприятия.
«Какой звук пропал в слове?»
Эта игра поможет поупражнять ребенка в различении на слух близких по звучанию слов, нахождении недостающих и лишних звуков в словах, в четком произношении изолированных звуков.
Предложите ребенку в письме Незнайки назвать пропущенные звуки в словах. Пусть малыш попробует отгадать, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук пропустил? (Если ребенок легко справится с данным заданием, ему можно предложить сказать, где пропущен звук - в начале, середине или конце слова).
«Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама ...осы (косы).
«Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют ... ушки (пушки).
«Землю роет старый к... от (крот),
Под землею он живет».
«В зоопарке живет с... он (слон),
Словно дом огромный он».
«Маша кукле шар... (шарф) вязала,
Ей Наташа помогала».
«Серый вол... (волк) голодный, злой
Бродит по лесу зимой».
«Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла... пу (лампу)».
«Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к...описи (крошки)».
«Друг приехал из Полтавы,
Он привез письмо от ...лавы (Славы, Клавы)».
«На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли».
«Подскажи словечко»
Игра на договаривание содержания стихотворения приучает детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, а также закрепляет навык правильного произношения звуков, слов.
Взрослый предлагает ребенку послушать интересные загадки, в которых отсутствует последнее слово-отгадка.
Верещунья-белобока,
А зовут ее ... (сорока)
(В.Кремнев)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую ... (лису)
(С.Маршак)
Эй, не стойте слишком близко, -
Я тигренок, а не ... (киска)
(С.Маршак)
Где обедал воробей?
В зоопарке у ... (зверей)
(С.Маршак)
Зайка громко барабанит,
Он серьезным делом ... (занят).
Каждый тут в лесу талант –
И певец, и ... (музыкант)
(И. Токмакова)
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать ... (цветок)
(С.Маршак)
Не хотел котенок мыться –
Убежал он из ... (корытца)
(С.Маршак)
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ... (зайчишку)
(В. Шульжик)
Голосок твой так хорош –
Очень сладко ты ... (поешь)
(С.Маршак)
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по ... (животикам)
(К.Чуковский)
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе ... (живот)
(И. Замбаева)
Лейся, дождь веселый, -
Мы с тобою дружим.
Хорошо нам бегать
Босиком по ... (лужам)
(Р. Рашидов)
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий ... (чай).
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в ... (речке)
(3. Александрова)
Наша Таня громко плачет!
Уронила в речку... (мячик)
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке ... (мяч)
Комментариев нет:
Отправить комментарий