Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям
детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих
проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки
(выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи,
пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный
стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с
родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить
интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то
необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по
закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных
стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как
важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это
тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет
введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка
правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период
«отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.
После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми
проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно
закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы
двигаться дальше!
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии,
в преодолении трудностей!
Для своих летних занятий можно использовать следующую
литературу:
- Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ )В.В.;
- Ю.Б. Жихарева-Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
- Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
- Л.Н. Смирнова Мы учим звуки Ш, С.
Мы учим звуки Р, Л.;
- Л.А. Комарова Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях.
Автоматизация звука Л в игровых упражнениях.
Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.
Автоматизация звука С в игровых упражнениях.
Стихи, тексты для
закрепления произношения
звуков С, З, СЬ, ЗЬ
Чудесная сумочка
В сумочке чудесной –
Ох и чудеса,
В сумочке прелестной
Сыр и колбаса,
Соль, фасоль, сырочек,
Сахарный песок,
Маслица кусочек,
Ананасный сок.
|
Вездеход
Вам сегодня не везет?
Вас автобус не везет?
Вы возьмите вездеход!
Вездеход вас повезет…
Верно, правильно назвали
Вездеходом вездеход
|
Склевали гуси
Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся…
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
|
Затея
Вот веселая затея –
запускать на нитке змея.
Змей летит выше берез!
Ветер змея не жалея
Прямо к солнышку понес.
|
Саня и сани
Маленькому Сане подарили сани.
Посмотрите сами: вот какие сани!
Вез на гору Саня за собою сани.
Съехал с горки Саня, а на Сане – сани!
|
Подберезовик
Подберезовик, подберезовик
Ловко спрятался под березою
Да не прячься ты так старательно –
Я найду тебя обязательно.
|
Вот так свистнул!
Кто-то принес Сереньке свисток. Носит с тех пор его
Серенька всюду с собой и все свистит да свистит.
Один раз Серенька как свиснет! У самого уха кота Васьки.
Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста,
а весь стол и Васька в сметане.
|
Зайка и коза
У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске.
Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна
Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет,
зайку никто не возьмет!»
|
Стихи, тексты для
закрепления произношения звуков Ш, Ж
Жадина
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
|
Прибаутка
Уж ты, Мишенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой бережок.
|
Добыча меда
Жалко жадных медвежат,
Пчелы кружатся, жужжат,
Жала к рожицам все ближе…
Мед медведи жадно лижут.
|
Наша Маша
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки на окошке,
Две Танюшки на подушке.
|
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
|
Шмель
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу,
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что же Женя убежал?
|
Лошадки
Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были
вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!»Женя бежал вперед,
поднимая ноги, как лошадь.
Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к
дому.
|
Школа
Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них
– школьные портфели. Там лежат книги и тетради.
Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша
вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть
химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика.
|
Стихи, тексты для
закрепления произношения звуков Л, ЛЬ
Мила и мыло
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила.
Миле в глаз попало мыло.
- Что ты плачешь, наша Мила?
- Я выплакиваю мыло.
|
Лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
|
Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
|
Хозяйка
Убежало, убежало
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
|
Любят очень сильно славную малышку,
В ванночке купают Милочку-голышку,
Помогают маме Лада и Алина.
Лада поливает Милу из кувшина,
Мама моет мылом своего младенца,
А Алина вытрет Милу полотенцем.
|
Клоун-чудак
Клоун-чудак
Все делал не так:
Ломом копал,
Лопатой ломал,
Пилой колол,
А кистью мел!
|
Находка
Мала сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала
в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно.
Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок
и понесла домой.
Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все
молоко и уснул.
|
Лодочка
На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не
катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели
в лодку и поплыли.
Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно
испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно
довели лодку до мели.
|
Стихи, тексты для
закрепления произношения звуков Р, РЬ
Все красное
Красный помидор растет на огороде.
Красный георгин красуется в саду.
Красная брусника краснеет у дороги.
А красную ромашку я что-то не найду.
|
Кенгуру
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору.
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки
|
Алешкина кричалка
Лейся, лейся дождик!
Я хочу расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости!
|
Три крокодила
Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
Первый – только большой.
Второй – с прекрасной душой.
А третий – ну просто милый!..
Но всех их зовут - крокодилы.
|
Драчун
На руке у Ромы рана,
И рукав у Ромы рваный.
Дрался Рома утром рано
У своих ворот с бараном
|
Варежки
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
|
В пенале
Хвастались друг перед другом ручка и карандаш.
- Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без
единой ошибки!
- А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл,
когда ошибался!
А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их
ошибки.
|
Разведчица
- Мамочка, если бы твоя любимая чашка
разбилась, ты бы очень расстроилась?
- Наверное, расстроилась. А почему ты
спрашиваешь?
- Меня Вовка на разведку прислал.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий