понедельник, 8 ноября 2021 г.

Полезные игры в слова с детьми.

 


Игра − для радости. 

И та игра, которая радует, сама по себе часто провоцирует развитие ребенка гораздо больше, чем специально организованная учебная игра. 

Женя Кац рассказывает, как играть с буками и словами, чтобы это было весело. 

Загадки.

 Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать: 

− Оно большое? Я говорю: − Нет. 

− Оно больше стакана? − Нет. 

− Оно квадратное? − Почти. 

− Оно железное? − Нет. 

− Оно деревянное? − Нет. − 

Оно резиновое? − Да. 

− Оно черное? − Нет. 

− Оно белое? − Да. 

− Это ластик? − Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. 

А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать. 

Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой. Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. 

Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора. Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.

 − Я загадала полосатого зверя, который ест траву. 

Ребенок говорит: − Тигр? 

− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.

 − А-а-а, лошадка! − Полосатого! 

Или я могу сказать: − Да, только название зверя начинается на букву «з». − Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра! 

Или я могу сказать: − Кислый, желтый и овальный. 

Ребенок: − О-о, я знаю, это фрукт. 

− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай. 

− Ага, желтый, лимон! Или: − Красный, круглый, его кладут в салат. Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится. Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать. 

Скороговорки и стихи 

Проговорить их и взрослому не так-то просто. Поэтому если вы играете с ребенком в скороговорки, начните с себя. Попробуйте сами произнести быстро-быстро и покажите ребенку, как вы практикуетесь, как вы тренируетесь, как вы ее выучиваете. 

Можно играть с какими-нибудь стихами: вы начинаете, а ребенок в конце вспоминает подходящее слово. 

− Где обедал воробей? 

В зоопарке у… − …зверей. Пока ребенок вспоминает нужное слово, можно предлагать смешные варианты. 

− Погостил у носорога, отрубей поел… дорогу. 

− Нет, − говорит ребенок, − не дорогу. 

− А что же? С порога. 

− Не-ет, не с порога. 

− А что? − Немного! 

Лишнее слово 

Еще можно играть − называть какие-то группы слов и угадывать, кто лишний. Что существенно, в этой игре может быть несколько правильных ответов. В нее можно играть на ходу, предложите ребенку придумывать такие загадки. Но важно, чтобы он объяснил свое решение. 

Например, я могу сказать: «автобус, трактор, троллейбус, трамвай». Какое из данных слов лишнее? Кто-то может сказать, что автобус, потому что он на «А», а все остальные начинаются на букву «Т». 

Кто-то скажет, что трамвай, потому что только он ходит по рельсам, а все остальные нет. Кто-то скажет, что трактор, потому что это не общественный транспорт, а все остальные возят людей. Понимаете, да? Любое объяснение годится. Важно, что ребенку тоже полезно придумывать такие задачи. Ведь только взрослые всегда являются носителями истины в последней инстанции: сначала вы загадываете, потом ребенок. И это не только игра, но и процесс общения. Если вам нравится придумывать, то это отлично. 

Снежный ком Есть такая замечательная игра «Снежный ком». Она и словесная, и развивающая память. 

Один говорит: − Кошка. Второй: − Кошка, собака. Третий: − Кошка, собака, заяц. Четвертый: − Кошка, собака, заяц, тигр. 

Можно произносить любые слова. Есть также другая версия этой игры. Скажем, первый говорит: − Я иду в поход и беру с собой ложку. Второй: − Я иду в поход и беру с собой ложку и миску. И так далее. Каждый добавляет свое. Но уже в конце, а не в начале. То есть изначально он должен вспомнить все слова, что сказали до него, потом уже добавить свое. Когда мы играем с группой детей, то я предлагаю не только называть слова, но еще, если кто-то забыл, можно подсказывать, но только жестами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий